Волейбол

Содержание
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................................... 2
1.2. Цель и задачи программы ................................................................................................. 7
1.3. Содержание программы ................................................................................................... 7
1.3.1. Учебно-тематический план .......................................................................................... 7
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана .................................................................. 8
планируемые результаты .......................................................................................................... 9
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график ....................................................................................... 13
2.2. Условия реализации программы .................................................................................... 28
2.3. Формы аттестации ........................................................................................................... 29
2.4. Оценочные материалы .................................................................................................... 29
2.5. Список литературы ......................................................................................................... 30

Раздел № 1 Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Волейбол относится к
физкультурно - спортивной направленности. Реализация программы осуществляется в МБОУ
«Дмитриевская СОШ» (Архангельская обл., Устьянский р-он, д. Алферовская, ул. Школьная,
6).
Данная программа направлена на приобретение обучающимися теоретических сведений о
волейболе, овладение приемами техники и тактики игры, приобретения навыков участия в ней
и организации самостоятельных занятий. Она предусматривает проведение практических и
теоретических занятий, сдачу обучающимися контрольных нормативов, участие в
соревнованиях.
Программа составлена в соответствии с требованиями нормативных документов об
образовании и с учетом методических рекомендаций по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ:
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Методические рекомендации по проектирование дополнительных общеразвивающих
программ (включая разно уровневые программы), направленные письмом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242;
 Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт- СанПиН 2.4.2.1178-02
«Гигиенические требования к режиму учебно-тренировочного процесса» (Приказ
Минздрава от 28.11.2002)
 Постановление Правительства РФ от 23.03.2001
№224
«О
проведении
эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в
части сохранения и укрепления здоровья школьников.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания учащихся
общеобразовательных учреждений. Он включён в урочные занятия, широко практикуется во
внеклассной и внешкольной работе – это занятия в спортивной секции по волейболу,
физкультурно-массовые и спортивные мероприятия (соревнования в общеобразовательном
учреждении, на уровне района, округа, матчевые встречи и т.п.).
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия,
высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и
выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного
и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается двигательная
реакция на зрительные и слуховые сигналы.

3

Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических
возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретёнными навыками.
Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить.
Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря
своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического
развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует
несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Актуальность программы в том, что она направлена на удовлетворение потребностей детей в
активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и
нравственное оздоровление воспитанников, программа также актуальна в связи с возросшей
популярностью такого вида спорта как волейбол в нашей стране.
Волейбол является наиболее доступным, следовательно, массовым средством физического
развития и укрепления здоровья. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста,
в том числе и у детей школьного возраста. Успех в поединке может принести только оптимальное
решение тактической задачи, которую поставил противник или же поставлена задача ему самому.
Каждый волейболист обязан эффективно действовать в нападении и защите.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что в ней учтены и
адаптированы возможности детей разных возрастов. Развитие двигательных качеств на всех
этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.
Программа предусматривает проведение практических и теоретических занятий, сдачу
обучающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях, состоит в усложнении
техник. Это помогает детям освоить материал на доступном для них уровне.
Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени
детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности
в области физической культуры и спорта. Программа даёт возможность участия детей в
соревнованиях по волейболу: школьного, районного и областного уровня.
Формы проведения занятий и виды деятельности
 Однонаправленные занятия.
 Посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста:
техническому, тактическому или физическому.
 Комбинированные занятия.
 Включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и
физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая
и тактическая подготовка.
 Целостно-игровые занятия.
 Построены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам,
с соблюдением основных правил.
 Контрольные занятия.
 Приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений
(двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико-тактической и
физической подготовленности занимающихся
Подобная реализация программы дополнительного образования по физкультурноспортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным
особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся
через организацию здоровьесберегающих практик.
4

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся
формируются
познавательные,
личностные,
регулятивные,
коммуникативные универсальные учебные действия.
Занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке.
Программа имеет базовый уровень.
Форма обучения – очная. Учебный план состоит из двух модулей. Первый модуль: с
сентября по декабрь – 48 часов, 2 модуль: с января по май - 80 часов, итого 128 часов в текущем
учебном году. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа в модуле 1. В модуле 2 занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Начало учебного года 01.09.2020 г., окончание –
31.05.2021 г.
Характеристика учебной группы.
Программа рассчитана на детей 9-17 лет, проявляющими интерес к физической культуре и
спорту. Группа включает 15 обучающихся. Для обучения принимаются все желающие: как
мальчики, так девочки, предоставившие справку об отсутствии медицинских противопоказаний
для занятий волейболом. Набор осуществляется без предварительной подготовки. В начале
учебного года, в ходе занятий, проводится визуальное отслеживание уровня подготовки детей.
Примерная структура учебного занятия.
1. Подготовительная часть.
 Организация занимающихся;
 Подготовка их для наиболее успешного решения задач основной части занятия.
Средства подготовительной части занятия (Строевые упражнения; упражнения на
внимание; различные виды ходьбы, бега, прыжков; общеразвивающие, подготовительные,
подводящие упражнения; ранее изученные упражнения из техники волейбола).
При проведении подготовительной части занятия необходимо придерживаться следующих
рекомендаций:
1. Подготовить заблаговременно инвентарь и место для проведения занятий;
2 Начинать занятие с построения и постановки задач;
3. Проводить подготовительную часть без значительных пауз;
4. При проведении строевых и общеразвивающих упражнений пользоваться общепринятой
гимнастической терминологией;
5. Чередовать упражнения, чтобы обеспечить нагрузку на различные части тела и группы
мышц;
6.Чередовать силовые, по характеру выполнения упражнений, с упражнениями на
растяжение и расслабление, медленные с быстрыми, а также разнообразить темп выполнения;
7. Использовать подвижные игры, которые являются подготовительными к волейболу.
2. Основная часть .
Задачи основной части занятия:
· Изучение и совершенствование техники игры в нападении и защите;
· Освоение элементов тактики в нападении и защите;
· Повышение физической подготовленности занимающихся;
· Воспитание у занимающихся специальных двигательных качеств;
5

· Обучение занимающихся применять приобретенные умения и навыки в различных
условиях игровой деятельности.
Средства основной части занятия (Подготовительные, подводящие, специальные по технике
и тактике упражнения; подвижные игры; учебные и двусторонние игры в волейбол).
Рекомендации по проведению основной части занятия:
1.Необходимо стремиться использовать максимальное количество мячей;
2. Применять поточную, игровую форму занятий, круговую тренировку;
3. При обучении элементам техники и тактики игры в волейбол соблюдать
последовательность этапов обучения, а именно: ознакомление с приемом, разучивание приема
в упрощенных условиях, изучение в усложненных условиях и закрепление приема в игровых
условиях.
3. Заключительная часть
предназначена для завершения работы преподавателя, приведения организма в оптимальное
для последующей деятельности состояния. Для решения данных задач используются
следующие упражнения (Имитационный; на внимание; на координацию движений; на дыхание
и расслабление; малоподвижные игры).
Игнорировать заключительную часть занятия не рекомендуется.
Обучающиеся, занимающиеся в объединении дополнительного образования, должны иметь
приросты показателей физической подготовленности после окончания учебного года и показывать
результаты не ниже среднего уровня их развития. Основной показатель секционной работы
дополнительного образования по волейболу - выполнение программных требований по уровню
подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.
Вариативность. Данная программа вариативна. Она предполагает возможность
корректировки количества часов на различные виды деятельности. Это связано с особенностями
организации и проведения окружных и районных соревнований. В зависимости от индивидуальных
возможностей учебной группы или при невозможности провести 128 занятий по объективным
причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему
усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в
другие дни взамен пропущенных. Можно также исключать некоторые темы или заменить на другие,
которые хуже усваиваются.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Формирование у учащихся устойчивых потребностей к регулярным
занятиям физической культурой и спортом посредством игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучение технике игры в волейбол;
- формирование навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами
волейбола;
- подготовка к выполнению нормативных требований по видам подготовки;
- выявление перспективных детей для последующего совершенствования их спортивного
мастерства в учебно-тренировочных группах школы;
6

Развивающие:
- укрепление здоровья средствами физической культуры;
- содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической
подготовленности;
- укрепление опорно-двигательного аппарата;
- развитие быстроты, ловкости, гибкости;
- отбор детей, способных к занятию волейболом и дальнейшее развитие их физических
способностей;
- развитие навыков общения и коммуникации в детском коллективе.
Воспитательные:
- привитие интереса к систематическим занятиям волейболом;
- формирование навыков соблюдения спортивной этики и дисциплины;
- воспитание гармоничной, социально активной личности.
1.3. Содержание программы
Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит
из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя научно-методические основы организации
тренировок по волейболу, а также воспитательную работу и психолого педагогическое
воздействие на занимающихся и выработку умения использовать полученные знания на практике
в условиях тренировочной и соревновательной деятельности.
Практическая часть предполагает обучение двигательным действиям, техническим,
тактическим навыкам обучения.

1.3.1. Учебно-тематический план. Модуль 1
Количество часов
п/п

Название раздела

Формы контроля
Всего

Теория

Практика

1.

Основы знаний

1

1

-

Тест

2.

Освоение техники
передвижений

2

-

2

Наблюдение.

3.

Освоение техники приемов и
передач мяча

15

-

15

Текущий
контроль,
наблюдение.

4.

Освоение техники подачи мяча и
приема подач.

15

-

15

Сдача
контрольных
нормативов.

5.

Освоение техники прямого
нападающего удара и овладение
техникой защитных действий

9

-

9

Текущий
контроль,
наблюдение.

7

6.

Овладение тактикой игры в
нападении.

2

-

2

Текущий
контроль,
наблюдение.

7.

Овладение тактикой игры в
защите

1

-

1

Контрольные
тесты, игры с
заданиями,

8.

Овладение организаторскими
способностями

3

1

2

Контрольные
тесты, игры с
заданиями,

ИТОГО:

48

2

46

1. 3.2. Содержание учебно - тематического плана. Модуль 1
Основная
направленность
1 Основы знаний

2
Освоение
техники
передвижений
3
Освоение
техники приемов
и передач мяча
4
Освоение
техники подачи
мяча и приема
подач.
5
Освоение
техники прямого
нападающего
удара и овладение
техникой
защитных
действий

Теория: Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований
по волейболу. Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при
занятиях волейболом. Технико-тактические действия в защите и в
нападении.
Практика: Работа с карточками
Теория: Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед.
Практика Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать,
подпрыгнуть и т. д.)
Теория: Типы передач мяча, техники приемов.
Практика: Передачи мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после
перемещений. Передачи над собой, перед собой. Во встречных колоннах
через сетку с переходом в конец противоположной колонны.
Теория: Техника подачи мяча. Приемы подач.
Практика: Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии.
Верхняя прямая подача на количество попаданий на противоположную
площадку. Прием подачи через сетку.
Теория: Техника прямого нападающего. Техника защитных действий.
Практика: Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером. Нападающий удар с разбега из зоны 2, 4 с передачи мяча
игроком из зоны 3. Блокирование нападающего удара (индивидуальное и
групповое). Страховка.

6
Овладение Теория: Тактика игры в нападении
тактикой игры в Практика: Выполнение подач в определенные зоны. Групповые действия
– взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, а игрока зоны 3 с
нападении.
игроком зоны 2 и 4. Командные тактические действия через игрока
передней линии без изменения позиций игроков.
8

7
Овладение Теория: Тактика игры в защите.
тактикой игры в Практика: Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней
линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед».
защите
8
Овладение Теория: Что такое организаторские способности.
организаторскими Практика: Организация и судейство учебно-тренировочных игр,
соревнований между классами. Проведение разминки тренировочных
способностями
занятий. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих
школ
1.3.3. Планируемые результаты. Модуль 1.
Задачи программы

Основные
термины,
понятия,
определения
Образовательная:
 Судейство,
 Стойка
 обучение технике игры в
игрока,
волейбол;

Приставной
 формирование навыков
шаг,
соревновательной деятельности в
 Наподдающий
соответствии с правилами
удар,
волейбола;
 Прямой
 подготовка к выполнению
нападающий
нормативных требований по
удар,
видам подготовки;
 выявление перспективных детей  Блокирование
нападающего
для последующего
удара,
совершенствования их
спортивного мастерства в
 Атакующие
учебно-тренировочных группах
удары
школы;

Учащиеся будут
знать

Учащиеся будут
уметь

Правила игры в
волейбол,
Жестикуляцию
судей,
Техникотактические
действия в
защите и в
нападении,
Технику
передвижений,
Технику
приемов и
передач мяча

-Освоение
техникой
передвижений

Развивающая:
 укрепление здоровья средствами
физической культуры;
 содействие правильному
физическому развитию и
разносторонней физической
подготовленности;
 укрепление опорнодвигательного аппарата;
 развитие быстроты, ловкости,
гибкости;
 отбор детей, способных к
занятию волейболом и
дальнейшее развитие их
физических способностей;

Перемещаться в
стойке
приставными
шагами боком,
лицом и спиной
вперед,

9

 развитие навыков общения и
коммуникации в детском
коллективе.

- Правила
техники
безопасности
при занятиях
волейболом

Воспитательная:
 привитие интереса к
систематическим занятиям
волейболом;
 формирование навыков
соблюдения спортивной этики и
дисциплины;
 воспитание гармоничной,
социально активной личности.

Взаимодействовать
с игроками .
Проводить
товарищеские
встречи со
сборными
командами
близлежащих
школ

1.2.3. Учебно-тематический план. Модуль 2
Количество часов
№ п/п Название раздела

Формы контроля
Всего

Теория

Практика

1.

Основы знаний

4

4

-

Контрольные тесты, игры с
заданиями

2.

Освоение техники
передвижений

2

-

2

Текущий контроль, наблюдение.

3.

Освоение техники
приемов и передач
мяча

24

-

24

Текущий контроль, наблюдение.

4.

Освоение техники
подачи мяча и
приема подач.

26

-

26

Текущий контроль, наблюдение.

5.

Освоение техники
прямого
нападающего удара
и овладение
техникой защитных
действий

15

-

15

Текущий контроль, наблюдение.

6.

Овладение
тактикой игры в
нападении.

3

-

3

Текущий контроль, наблюдение.
Выполнение специальных
заданий.

7.

Овладение
тактикой игры в
защите

1

-

1

Текущий контроль, наблюдение.

10

8.

Овладение
организаторскими
способностями

5

-

5

ИТОГО:

80

4

76

Результаты участия в
соревнованиях

1.2.4 Содержание учебно - тематического плана. Модуль 2
Основная
направленность
1 Основы знаний

2 Освоение
техникой
передвижений
3 Освоение
техники приемов
и передач мяча

4 Освоение
техники подачи
мяча и приема
подач.

Теория: Организация и судейство соревнований по волейболу.
Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях
волейболом. Технико-тактические действия в защите и в нападении
Практика: Правила игры в волейбол. Игра «Организация и судейство
соревнований по волейболу». Жестикуляция судей.Работа с карточками
«Правила техники безопасности при занятиях волейболом». Техникотактические действия в защите и в нападении.
Теория: Практика: Стойка игрока. Перемещения в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть
на пол, встать, подпрыгнуть и т. д.)
Теория: Схема передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи в четверках
с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.
Практика: Передачи мяча в прыжке через сетку. Передачи мяча сверху и
снизу стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении.
Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3,4.
Теория: Верхняя прямая подача в прыжке. Прием подачи в зону 3.
Практика: Отработка верхней прямой подачи на количество попаданий,
указанным зонам. Верхняя прямая подача в прыжке. Прием подачи в зону
3.

5 Освоение
Теория: Разбор схем
техники прямого
Практика: Нападающий удар с разбега из зоны 6 с передачи мяча из зоны
нападающего
2, 4. Прямой нападающий удар при встречных передачах. Блокирование
удара и овладение нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка.
техникой
защитных
действий
6 Овладение
тактикой игры в
нападении.

Теория: Тактика игры в нападении
Практика: Командные тактические действия через игрока передней линии
с изменением позиций игроков.

7 Овладение
тактикой игры в
защите

Теория: способы приема мяча. Задняя, передняя линии. Система игры в
защите «углом вперед».
Выбор способа приема мяча. Взаимодействие игроков задней линии с
игроками передней линии. Система игры в защите «углом вперед».
8 Овладение
Теория: Организация и судейство учебно-тренировочных игр,
организаторскими соревнований между классами.
Практика: Проведение разминки тренировочных занятий. Товарищеские
способностями
встречи со сборными командами близлежащих школ
11

1.3.3. Планируемые результаты. Модуль 2.
Задачи программы

Образовательная:
 обучение технике игры в
волейбол;
 формирование навыков
соревновательной деятельности в
соответствии с правилами
волейбола;
 подготовка к выполнению
нормативных требований по
видам подготовки;
 выявление перспективных детей
для последующего
совершенствования их
спортивного мастерства в
учебно-тренировочных группах
школы.
Развивающая:
 укрепление здоровья средствами
физической культуры;
 содействие правильному
физическому развитию и
разносторонней физической
подготовленности;
 укрепление опорнодвигательного аппарата;
 развитие быстроты, ловкости,
гибкости;
 отбор детей, способных к
занятию волейболом и
дальнейшее развитие их
физических способностей;
 развитие навыков общения и
коммуникации в детском
коллективе.
Воспитательная:
 привитие интереса к
систематическим занятиям
волейболом;
 формирование навыков
соблюдения спортивной этики и
дисциплины;
 воспитание гармоничной,
социально активной личности.

Основные
термины,
понятия,
определения
 Задняя,
передняя
линии
 Наподдающий
удар,
 Прямой
нападающий
удар,
 Блокирование
нападающего
удара,
 Атакующие
удары

Учащиеся будут
знать

Учащиеся будут уметь

Способы приема
мяча,
Правила игры в
волейбол,
Верхняя прямая
подача в
прыжке,
Систему игры в
защите «углом
вперед».

Передавать мяч в прыжке
через сетку. Передачи
мяча сверху и снизу стоя
боком, спиной к цели.
Передачи мяча в парах в
движении. Передачи в
четверках с
перемещением из зоны 6
в зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3,4.
Применять приемы

Технику
передвижений,
Техники
передачи и
приема мячей,
Технику
приемов подач,
Техники
прямого
нападающего
удара и
овладение
техникой
защитных
действий

Перемещаться в стойке
приставными шагами
боком, лицом и спиной
вперед,
Передачи мяча в парах в
движении

- Правила
техники
безопасности
при занятиях
волейболом

Взаимодействовать с
игроками .
Проводить товарищеские
встречи со сборными
командами близлежащих
школ

12

13

РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ»
2.1.1 Календарный учебный график. Модуль 1

№

Дата

вре
мя

Форма
занятий

1

Кол
-во
час
ов

Тема занятий

1

1 Основы знаний

1

Комплектование группы
(только 1 год)

Видеопрезе
нтация

Место
Форма контроля
проведения

спортивны
й зал
Контрольные
тесты,

Вводный инструктаж по ТБ
Правила игры в волейбол
Основные понятия об игре в
волейбол.
2

2 Освоение техники
передвижений

2

Практика

1

Стойка игрока. Перемещения спортивны
в стойке приставными шагами
й зал
боком, лицом и спиной
вперед. Ходьба, бег и
выполнение заданий (сесть на
пол, встать, подпрыгнуть и т.
д.)

Текущий
контроль,
наблюдение

3

Практика

1

Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.

спортивны
й зал

Текущий
контроль,
наблюдение

15

3 Освоение техники приемов
и передач мяча

1

Развитие физических качеств: спортивны
силы, быстроты, прыгучести, й зал
выносливости, ловкости,
гибкости. Передача мяча
сверху двумя руками; над
собой и после перемещения
различными способами; в
парах; в треугольнике;

Текущий
контроль,
наблюдение

Стойки основная, низкая;
ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом,
боком (правым, левым),
спиной вперед; двойной шаг,
скачок вперед; остановка
шагом; сочетание стоек и
перемещений, способов
перемещений.

4

Тренировка,
Учебная игра

14

5

Тренировка

1

Развитие физических качеств: спортивны
силы, быстроты, прыгучести, й зал
выносливости, ловкости,
гибкости.передачи в стену; на
точность с собственного
подбрасывания и партнёра.
Учебная игра

Текущий
контроль,
наблюдение

6

Тренировка

1

Развитие физических качеств: спортивны
силы, быстроты, прыгучести, й зал
выносливости, ловкости,
гибкости. Командные
действия. Система игры со
второй передачи игроком
передней линии: приём подачи
и первая передача в зону 3 (2)
Учебная игра

Текущий
контроль,
наблюдение

1

Развитие физических качеств: спортивны
силы, быстроты, прыгучести, й зал
выносливости, ловкости,
гибкости. Командные
действия. Система игры со
второй передачи игроком
передней линии: приём подачи
и первая передача в зону 3 (2),
вторая передача игроку зоны 4
(2). Учебная игра

Обработка
контрольных
результатов.

1

Развитие физических качеств: спортивны
силы, быстроты, прыгучести, й зал
выносливости, ловкости,
гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодейств
ие при первой передаче
игроков зон 3, 4 и 2; Учебная
игра

Текущий
контроль,
наблюдение

1

Развитие физических качеств: спортивны
силы, быстроты, прыгучести, й зал
выносливости, ловкости,
гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодейств
ие при второй передаче
игроков зон 3, 4, 2; Учебная
игра

Обработка
контрольных
результатов.

2

Развитие физических качеств: Дмитриевс
силы, быстроты, прыгучести, кая СОШ
выносливости, ловкости,
гибкости. Групповые действия
волейболистов. Взаимодейств
ие при первой передаче

Обработка
контрольных
результатов.

7

Тренировка

8

Тренировка

9

Тренировка

1011

Тренировка

15

игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при
приёме подачи. Учебная игра
12

1

Развитие физических качеств: Дмитриевс
силы, быстроты, прыгучести, кая СОШ
выносливости, ловкости,
гибкости. Перемещение
игроков при приёме
мяча. Стойки основная,
низкая; ходьба, бег,
перемещение приставными
шагами лицом, боком
(правым, левым), спиной
вперед; Учебная игра

Обработка
контрольных
результатов.

1

Развитие физических качеств: Дмитриевс
силы, быстроты, прыгучести, кая СОШ
выносливости, ловкости,
гибкости. Перемещение
игроков при приёме мяча:
двойной шаг, скачок вперед;
остановка шагом; Учебная
игра

Текущий
контроль,
наблюдение

1

Развитие физических качеств: Дмитриевс
силы, быстроты, прыгучести, кая СОШ
выносливости, ловкости,
гибкости. Перемещение
игроков при приёме мяча:
сочетание стоек и
перемещений, способов
перемещений Учебная игра

Текущий
контроль,
наблюдение

15

4 Освоение техники подачи
мяча и приема подач.

1

Приём подачи.

Тренировка

13

Тренировка

14

Тренировка

15

Подающие поочерёдно
подают мяч. На
противоположной стороне
площадки игроки принимают
мяч к сетке в зону 3. В зоне 3
игрок отбивает мяч через
сетку. Выполнив
предварительно передачу над
собой. После 3-4 подач
принимающие смещаются по
кругу. Учебная игра

Тренировка

16

1

Тренировка

Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая;
ходьба, бег, перемещение

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

16

приставными шагами лицом,
боком (правым, левым),
спиной вперед; Нижняя
прямая (боковая); в стену расстояние 6-9м, отметка на
высоте 2м. Учебная игра
17

1

Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая;
двойной шаг, скачок вперед;
остановка шагом. Нижняя
прямая (боковая); через сетку
— расстояние 6м, 9м;

Тренировка

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

Учебная игра
18

1

Стойки основная, низкая;
сочетание стоек и
перемещений, способов
перемещений. Нижняя
прямая (боковая); из-за
лицевой линии в пределы
площадки, правую, левую
половины площадки.

Тренировка
Учебная
игра.

19

1

1

тренировка

Приём подачи
Верхняя прямая подача.
Передачи мяча в парах в
движении. Передачи в
четверках с перемещением из
зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6
в зоны 3, 4. Учебная игра

практика

21

Приём подачи
Передача мяча двумя руками
сверху на месте. Передача
мяча над собой. Прием мяча
двумя снизу. Нижняя прямая
подача. Учебная игра

Тренировка

20

Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.

1

Приём подачи
Верхняя прямая подача
Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя руками
в различных сочетаниях.
Учебная игра

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

17

22

тренировка

23

1

Верхняя прямая подача.
Прием мяча с подачи.
Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя руками
в различных сочетаниях.
Учебная игра

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

1

Верхняя прямая подача с
вращением. Передача из зон
1,6,5 в зону 3. . Прием мяча с
подачи. Учебная игра

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

9

Дмитриевск
5 Освоение техники
ая СОШ
прямого нападающего
удара и овладение техникой
защитных действий

1

Атакующие удары.

тренировка

24

Практика

Прямой нападающий удар;
ритм разбега в три шага;
ударное движение кистью по
мячу: стоя у стены; удар
через сетку, подброшенному
партнером; удар с передачи.

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

Учебно – тренировочная игра
25

Практика

26

1

Прямой нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Учебно – тренировочная
игра

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

1

Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование. Учебно –
тренировочная игра

1

Нападающий удар без
поворота туловища (с
переводом рукой). Групповое
блокирование. Учебно –
тренировочная игра

1

Упражнения на развитие
прыгучести.

Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.
Мониторинг.
Сдача
контрольных
нормативов.
Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.
Мониторинг.
Сдача
контрольных
нормативов.
Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.

тренировка

27

Практика

28

тренировка

Прыжковые упражнения с
отягощениями и без них.

18

Прыжки с места, с разбега,
доставая баскетбольный щит,
кольцо. Прямой нападающий
удар. Верхняя прямая подача
в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Учебно – тренировочная
игра
29

Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра

1

Упражнения на развитие
прыгучести. Прыжки из
глубокого приседа.

Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.

Прыжки со скакалкой на двух
ногах (варианты: с ноги на
ногу; с продвижением
вперед; на одной ноге; в
приседе; высоко поднимая
бёдра). Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование.
1

Прямой нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование. Учебно –
тренировочная игра

Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.

Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра

1

Прямой нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Нападающий удар без
поворота туловища (с
переводом рукой). Групповое
блокирование. Учебно –
тренировочная игра

Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.

Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра
Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра

2

6 Овладение тактикой игры Дмитриевск
ая СОШ
в нападении.

1

Нижняя прямая, верхняя
прямая подачи по
определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча

30

Тренировка

31

32

Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.
19

через сетку на площадку
соперника. Учебно –
тренировочная игра
33

34

35

Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра

1

Групповые тактические
действия в нападении:
взаимодействие игрока зоны
6 с игроком зоны 3. Учебно –
тренировочная игра

Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.

Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра
Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра

1

7 Овладение тактикой игры Дмитриевск
ая СОШ
в защите

1

Система игры в защите
«углом вперед». Учебно –
тренировочная игра в
волейбол с заданиями.
Учебная игра

Тренировка,
Учебно –
тренировочн
ая игра
Тренировка
, Учебно –
тренировоч
ная игра

3

Дмитриевск Контрольные
ая СОШ
тесты и
упражнения.

8 Овладение
организаторскими
способностями

1

Организация и судейство
учебно-тренировочных игр,
соревнований между
классами. Проведение
разминки тренировочных
занятий.

Дмитриевс
кая СОШ

Контрольные
тесты и
упражнения.

Обсуждение
результатов
соревнований.
Обработка
тестов.
Обработка
контрольных
результатов.
Обсуждение
результатов
соревнований.
Обработка
тестов.
Обработка
контрольных
результатов.

36

Тренировка
, Учебно –
тренировоч
ная игра

1

Организация и проведение
соревнований на первенство
школы по волейболу среди
команд школьников и
педагогов.

Дмитриевс
кая СОШ

37

Тренировка
Учебно –
тренировочн
ая игра

1

Организация и проведение
соревнований на первенство
школы по волейболу среди
команд юношей и девушек 811 классов.

Дмитриевс
кая СОШ

2.1.2 Календарный учебный график. Модуль 2
№

Дат
а

врем
я

Форма
занятий

Колво
часов

Тема занятий

Место
проведения

Форма
контроля
20

4

1 Основы знаний

1

Трениро
вка,
Учебно –
трениров
очная
игра

1

Понятие о спортивной
тренировке, её цель, задачи и
основное содержание.
Понятие физической
культуры. Физическая
культура как средство
воспитания
организованности,
трудолюбия, воли и других
нравственных качеств и
жизненно важных умений и
навыков. Инструктаж по ТБ

Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

2

Трениро
вка,
Учебно –
трениров
очная
игра
Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

1

Основные правила
соревнований

Дмитриевск Обработка
ая СОШ
контрольных
результатов.

1

Основное содержание тактики Дмитриевска Обработка
и тактической подготовки.
я СОШ
контрольных
Командная и индивидуальная
результатов.
тактика. Тактика защиты и
нападения.

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

1

Понятие о физической
Дмитриевска Обработка
подготовке юного спортсмена. я СОШ
контрольных
Основные сведения о её
результатов.
содержании и видах Развитие
физических качеств: силы,
быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости,
гибкости.

2

2 Освоение техники
передвижений

Дмитриевска
я СОШ

1

Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

3

4

5

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

Стойки основная, низкая;
ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом,
боком (правым, левым),
спиной вперед; двойной шаг,
скачок вперед; остановка
шагом; сочетание стоек и
перемещений, способов
перемещений.

21

6

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

1

Перемещения. Прыжки на
месте, у сетки, после
перемещений и остановки;
сочетание способов
перемещений с остановками,
прыжками, техническими
приёмами.

Дмитриевска
я СОШ

24

3 Освоение техники приемов Дмитриевска
я СОШ
и передач мяча

Текущий
контроль,
наблюдение

7-8

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

3

Развитие физических качеств: Дмитриевска Текущий
контроль,
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
наблюдение
выносливости, ловкости,
гибкости. Передача мяча
сверху двумя руками; над
собой и после перемещения
различными способами; в
парах; в треугольнике;
Учебная игра

910

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

3

Развитие физических качеств: Дмитриевска Текущий
контроль,
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
наблюдение
выносливости, ловкости,
гибкости.передачи в стену; на
точность с собственного
подбрасывания и партнёра.
Учебная игра

1112

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

3

Развитие физических качеств: Дмитриевска Текущий
контроль,
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
наблюдение
выносливости, ловкости,
гибкости. Командные
действия. Система игры со
второй передачи игроком
передней линии: приём
подачи и первая передача в
зону 3 (2) Учебная игра

1314

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

3

Развитие физических качеств: Дмитриевска Текущий
контроль,
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
наблюдение
выносливости, ловкости,
гибкости. Командные
действия. Система игры со
второй передачи игроком
передней линии: приём
подачи и первая передача в
зону 3 (2), вторая передача
игроку зоны 4 (2). Учебная
игра

1516

Трениров
ка,
Учебно –

2

Развитие физических качеств: Дмитриевска Текущий
контроль,
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
наблюдение
выносливости, ловкости,
гибкости. Групповые
22

тренирово
чная игра

действия волейболистов.
Взаимодействие при первой
передаче игроков зон 3, 4 и 2;
Учебная игра

1718

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Развитие физических качеств: Дмитриевска Обработка
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
контрольных
выносливости, ловкости,
результатов.
гибкости. Групповые
действия волейболистов.
Взаимодействие при второй
передаче игроков зон 3, 4, 2;
Учебная игра

1920

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Развитие физических качеств: Дмитриевска Обработка
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
контрольных
выносливости, ловкости,
результатов.
гибкости. Групповые
действия волейболистов.
Взаимодействие при первой
передаче игроков зон 6, 5, 1 и
3, 4, 2 при приёме подачи.
Учебная игра

2122

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Развитие физических качеств: Дмитриевска Обработка
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
контрольных
выносливости, ловкости,
результатов.
гибкости. Перемещение
игроков при приёме мяча.
Стойки основная, низкая;
ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом,
боком (правым, левым),
спиной вперед; Учебная игра

2324

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Развитие физических качеств: Дмитриевска Текущий
контроль,
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
наблюдение
выносливости, ловкости,
гибкости. Перемещение
игроков при приёме мяча:
двойной шаг, скачок вперед;
остановка шагом; Учебная
игра

2526

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Развитие физических качеств: Дмитриевска Текущий
контроль,
силы, быстроты, прыгучести, я СОШ
наблюдение
выносливости, ловкости,
гибкости. Перемещение
игроков при приёме мяча:
сочетание стоек и
перемещений, способов
перемещений Учебная игра

23

26

4 Освоение техники подачи
мяча и приема подач.

Дмитриевска
я СОШ

Приём подачи.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

2728

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

2930

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

3132

Подающие поочерёдно
подают мяч. На
противоположной стороне
площадки игроки принимают
мяч к сетке в зону 3. В зоне 3
игрок отбивает мяч через
сетку. Выполнив
предварительно передачу над
собой. После 3-4 подач
принимающие смещаются по
кругу. Учебная игра
Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая;
ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом,
боком (правым, левым),
спиной вперед; Нижняя
прямая (боковая); в стену расстояние 6-9м, отметка на
высоте 2м. Учебная игра
Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая;
двойной шаг, скачок вперед;
остановка шагом. Нижняя
прямая (боковая); через
сетку — расстояние 6м, 9м;

Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

Учебная игра
3334

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Перемещение игроков при
подаче и приёме мяча.
Стойки основная, низкая;
сочетание стоек и
перемещений, способов
перемещений. Нижняя
прямая (боковая); из-за
лицевой линии в пределы
площадки, правую, левую
половины площадки.

Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

Учебная игра
3536

Трениров
ка,
Учебно –

2

Приём подачи

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение
24

тренирово
чная игра

Передача мяча двумя руками
сверху на месте. Передача
мяча над собой. Прием мяча
двумя снизу. Нижняя прямая
подача. Учебная игра
Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

3738

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

3940

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

4142

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Верхняя прямая подача.
Прием мяча с подачи.
Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя
руками в различных
сочетаниях. Учебная игра

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

4344

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра
Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Верхняя прямая подача с
вращением. Передача из зон
1,6,5 в зону 3. . Прием мяча с
подачи. Учебная игра

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

2

Верхняя прямая подача с
вращением. Прием мяча с
подачи в зону 3. Передача из
зон 1, 6, 5 в зону 3 с приема
подачи. Вторая передача из
зоны 3 в зоны 2, 4. Учебно –
тренировочная игра

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра
Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Верхняя прямая подача в
прыжке. Учебно –
тренировочная игра

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

2

Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Учебно –
тренировочная игра

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

4546

4748

4950

Приём подачи
Верхняя прямая подача.
Передачи мяча в парах в
движении. Передачи в
четверках с перемещением
из зоны 6 в зоны 3, 2 и из
зоны 6 в зоны 3, 4. Учебная
игра
Приём подачи
Верхняя прямая подача
Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя
руками в различных
сочетаниях. Учебная игра

Дмитриевска
я СОШ

25

5152

53

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Учебно – тренировочная
игра

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

15

5 Освоение техники
прямого нападающего
удара и овладение
техникой защитных
действий

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Атакующие удары.
Прямой нападающий удар;
ритм разбега в три шага;
ударное движение кистью по
мячу: стоя у стены; удар
через сетку, подброшенному
партнером; удар с передачи.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

Дмитриевска
я СОШ

Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

Учебно – тренировочная
игра
54

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Нападающий удар по
неподвижному мячу
Нападающий удар с
собственного подбрасывания
мяча Прямой нападающий
удар с разбега. Одиночное
блокирование. Учебно –
тренировочная игра

Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

55

Учебно –
тренирово
чная игра

2

Прямой нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Учебно – тренировочная
игра

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

56

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

2

Групповые действия
волейболистов.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

Трениров
ка,
Учебно –

1

57

Взаимодействие при первой
передаче игроков зон 3, 4 и
2; при второй передаче
игроков зон 3, 4, 2;
взаимодействие при первой
передаче игроков зон 6, 5, 1
и 3, 4, 2 при приёме подачи
Нападающий удар с
поворотом туловища

Дмитриевска
я СОШ
26

тренирово
чная игра
58

59

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра
Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

Индивидуальное
блокирование.
1

Нападающий удар без
поворота туловища (с
переводом рукой).
Групповое блокирование.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

1

Упражнения на развитие
прыгучести.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

Прыжковые упражнения с
отягощениями и без них.
Прыжки с места, с разбега,
доставая баскетбольный щит,
кольцо. Прямой нападающий
удар. Верхняя прямая подача
в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4.

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

1

61

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

1

Блокирование в прыжке;
блокирование удара по
подброшенному мячу
(блокирующий на подставке,
на площадке), удар с
передачи (блок).

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

62

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

1

Прямой нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

60

Упражнения на развитие
прыгучести. Прыжки из
глубокого приседа.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

Прыжки со скакалкой на
двух ногах (варианты: с ноги
на ногу; с продвижением
вперед; на одной ноге; в
приседе; высоко поднимая
бёдра). Нападающий удар с
поворотом туловища
Индивидуальное
блокирование.

27

63

Трениров
ка,
Учебно –
тренирово
чная игра

1

Прямой нападающий удар.
Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Вторая
передача из зоны 3 в зоны 2,
4. Нападающий удар без
поворота туловища (с
переводом рукой).
Групповое блокирование.

3

6 Овладение тактикой
игры в нападении.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

Дмитриевска
я СОШ

64

Учебно –
тренирово
чная игра

1

Нижняя прямая, верхняя
прямая подачи по
определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча
через сетку на площадку
соперника.

Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

65

Учебно –
тренирово
чная игра

1

Групповые тактические
действия в нападении:
взаимодействие игрока зоны
6 с игроком зоны 3.

Дмитриевска Текущий
контроль,
я СОШ
наблюдение

66

Учебно –
тренирово
чная игра

1

Групповые тактические
действия в нападении:
взаимодействие игрока зоны
3 с игроком зоны 2. Учебно –
тренировочная игра в
волейбол с заданиями.

Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

1

7 Овладение тактикой
игры в защите

67

Учебно –
тренирово
чная игра
в
волейбол
с
заданиями
.

1

5

6
8

Соревнов
ание

1

Система игры в защите
«углом вперед».

8 Овладение
организаторскими
способностями
Организация и судейство
учебно-тренировочных игр,
соревнований между
классами. Проведение
разминки тренировочных
занятий.

Дмитриевска
я СОШ
Дмитриевска Обработка
я СОШ
контрольных
результатов.

Дмитриевска
я СОШ
Дмитриевск Текущий
контроль,
ая СОШ
наблюдение

28

6
9

Соревнов
ание

1

Организация и проведение
соревнований на первенство
школы по волейболу среди
команд девушек 6-11
классов.

7
0

Соревнов
ание

1

Организация и проведение
соревнований на первенство
школы по волейболу среди
команд юношей 6 - 10
классов.

7
1

Соревнов
ание

1

Организация и проведение
кустовских соревнований по
волейболу среди команд
юношей

7
2

Соревнов
ание

1

Товарищеские встречи
между командами
близлежащих школ

80

Дмитриевск Обсуждение
ая СОШ
результатов
соревнований.
Обработка
тестов.
Обработка
контрольных
результатов.
Дмитриевск Обсуждение
ая СОШ
результатов
соревнований.
Обработка
тестов.
Обработка
контрольных
результатов.
Дмитриевск Обсуждение
ая СОШ
результатов
соревнований.
Обработка
тестов.
Обработка
контрольных
результатов.
Дмитриевск Обсуждение
ая СОШ
результатов
соревнований.
Обработка
тестов.
Обработка
контрольных
результатов.

Всего

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое оснащение
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (на каждого обучающегося);
Г – комплект (для работы в группах).
№
Наименование объектов и средств материально-технического
п/п обеспечения
1
Стандарт основного общего образования по физической культуре
2
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов / Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение,
2011. – 77 с.: ил. – (Работаем по новым стандартам)
3
Дидактические материалы по основным разделам
4
Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту,
олимпийскому движению
5
Методические издания по физической культуре для учителей
6
Аудиозаписи

кол-во
Д
Д
Г
Д
Д
Д
29

Мультимедийный компьютер
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жёсткая
Мячи: футбольные, теннисные, малые мячи (мягкие), набивное
Палка гимнастическая
Мячи: баскетбольные, волейбольные
Скакалка детская
Табло перекидное
Стойки волейбольные универсальные
Обруч детский
Жилетки игровые
Сетка волейбольная
Аптечка
Конус сигнальный
Насос ручной
Секундомер
Площадка игровая волейбольная

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Д
Г
Г
Г
К
К
К
Д
Д
Г
Г
Д
Д
Г
Д
Д
Д

Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Конструктор»
осуществляет
педагог,
соответствующий
требованиям
Профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования
детей
и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
8 сентября 2015 г. № 613н).
2.3 Формы аттестации

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Формы учёта знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности
Контрольные нормативы
1
2
3
квар. квар. кварт.
Правила соревнований
+
+
+
Передачи в парах через сетку двумя руками сверху без потерь
10
15
20
Передача от стены двумя руками сверху с расстояния 2–3 м без
10
15
20
потерь
Передача от стены двумя руками снизу с расстояния 2–3 м без
10
15
20
потерь
Передачи над собой в круге без потерь
15
20
25
Подача (любая): из 6 попыток
4
5
–
Подача (любая): из 10 попыток
–
–
7
Подачи по зонам (1, 6, 5) на точность по 2 в каждую
–
3
4
Передачи на точность через сетку из зоны 4 в зону 6 после паса
3
4
5
преподавателя: из 6 попыток
Нападающий удар из зоны 4 после паса преподавателя: из 6
3
3
4
попыток

30

31

2.4.Оценочные материалы.
Контрольные упражнения по общей физической подготовке

№

Контрольные

п/п

упражнения

Пол Возраст
(лет)
10

11

12

13

14

15

1. Бег 400м (с)
2. Бег 30м с ведением
мяча(с)
3. Жонглирование мяча
головой, раз
4. Жонглирование мячом ногами (кол-во раз)

м
м
д
м
д
м
д

6,
76,
98
6
8
6

6,5
6,8
12
8
9
7

1,20 1,15 1,13 1, 10
6,4 6,2 6,0 5,8
6,6 6,4 6,2 6,0
14 16
18 22
10
12 14
16
10
12 16
20
8
10 14
16

5. Удар по мячу ногой на точность (число
попаданий)

м

-

2

3

4 4

4

д

-

2

3

3 3

3

6. Бросок мяча рукой на дальность (м)

7. Ведение мяча по «восьмерке»

1 год
8 -10
м
д

+
+

+
+

2год
13- 16
+
+

3год
18-21
+
+

+
+

+
+

32

№

Контрольные

п/п

упражнения

Пол

Возраст
(лет)
11 12
8

1. Бег 400м (с)
2. Бег 30м с ведением
мяча(с)
3. Жонглирование мяча
головой, раз
4. Жонглирование мячом ногами (кол-во раз)
5.

Удар по мячу ногой на точность (число попаданий)

9

м
м 6,7

1,20
6,5
6,4

д

6,9

6,8

м

8

12

д

6

м
д
м

8
6
-

д

-

6. Бросок мяча рукой на дальность (м)

7. Ведение мяча по «восьмерке»

8
9

+
+

1,15 1,13
6,2

6,0

1, 10
5,8

6,6

6,4

6,2

6,0

14

16

18

22

10
10

12 14

16
20
16
4

7
2

8
3

12 16
10
14
4
4

2

3

3

1 год
8 -10
м
д

13

10

2год
1316
+
+

+
+

+
+

3

3
3год
18-21
+
+

+
+

2.5.Список литературы
Нормативно-правовые источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 N 124-ФЗ.
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. СанПиН
2.4.4.3172-14
4. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О примерных требованиях к программам
дополнительного образования детей».
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России
совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ
«Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального
образования «Открытое образование». Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242
«О направлении информации»
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам"
7. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ. Утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р.

33

8. Закон Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 14.11.2014) «Об образовании
в Архангельской области».
Литература для педагога
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983
(УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в
олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев,
1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.
Шустина. - М., 1995.
Литература для учащихся:
1.
Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.
2.
Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
3.
Фурманов
А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт.
982.

34

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».