Приложение 1 к приказу №109 от 16.09.2024 года Положение о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего образования в МБОУ «Дмитриевская ООШ» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее положение о системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего образования в МБОУ «Дмитриевская ООШ» (далее – Положение) разработано в соответствии с: Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании); федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 (далее – ФГОС НОО); федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 (далее – ФГОС ООО); федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372 (далее – ФОП НОО); федеральной образовательной программой основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (далее – ФОП ООО); Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения России от 5 октября 2020 г. № 546 (далее – Порядок № 546); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115 (далее – Порядок № 115); Порядком зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденным приказом Минобрнауки России № 845, Минпросвещения России № 369 от 30 июля 2020 г. (далее – Порядок № 845/369); 2 Правилами проведения мероприятий по оценке качества образования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г. № 556 (далее – Правила № 556). При разработке Положения учтены методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (письмо Минпросвещения России от 13 января 2023 г. № 03-49 «О направлении методических рекомендаций», далее – методические рекомендации). 1.2. Положение является локальным нормативным актом МБОУ «Дмитриевская ООШ», регламентирующим систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего образования, в том числе формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. 1.3. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МБОУ «Дмитриевская ООШ» (далее – система оценки) являются: оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур; оценка результатов деятельности МБОУ «Дмитриевская ООШ» как основа аккредитационных процедур 2. 1.4. В МБОУ «Дмитриевская ООШ» реализуются системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений обучающихся 3. 1.5. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки4. 1.6. Внутренняя оценка включает5: стартовую диагностику; текущую и тематическую оценку; итоговую оценку; промежуточную аттестацию; психолого-педагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. Часть 2 статьи 30 Федерального закона об образовании Пункт 19.4 ФОП НОО, пункт 18.2 ФОП ООО, ФОП СОО 3 Пункт 19.9 ФОП НОО, пункт 18.6 ФОП ООО, ФОП СОО 4 Пункт 19.6 ФОП НОО, пункт 18.3 ФОП ООО, ФОП СОО 5 Пункт 19.7 ФОП НОО, пункт 18.4 ФОП ООО, ФОП СОО 1 2 3 1.7. Внешняя оценка включает6: независимую оценку качества подготовки обучающихся; итоговую аттестацию. 2. Процедуры внутренней оценки. 2.1. Стартовая диагностика. Стартовая диагностика проводится в начале 1-го и 5-го классов с целью оценки готовности к обучению на соответствующем уровне общего образованияв соответствии с графиком контрольных мероприятий (приложения к образовательным программам начального общего, основного общего образования7), выступает как основа (точка отсчета) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся 8. Стартовая диагностика проводится по следующим учебным предметам: в 1-ом классе–окружающий мир, математика; в 5-ом классе–русский язык, литература, иностранный язык, математика; Стартовая диагностика проводится в следующих формах: индивидуальное и (или) коллективное собеседование; пересказ; контрольная работа; контрольный тест; контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; творческая работа; диагностическая работа сочинение; изложение. Решение о формах и графике проведения стартовой диагностики ежегодно принимается педагогическим советом до 1 сентября текущего года, утверждается приказом директора МБОУ «Дмитриевская ООШ» и доводится до сведения всех участников образовательных отношений путем размещения информации на официальном сайте МБОУ «Дмитриевская ООШ». Объектом оценки в 1-ом классе в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом 9. Стартовая диагностика в 1-ом классе может проводиться педагогическими работниками с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов) 10. Пункт 19.8 ФОП НОО, пункт 18.5 ФОП ООО, ФОП СОО Пункты 19.35 ФОП НОО, 18.25 ФОП ООО, ФОП СОО 8 Пункты 19.36, 19.36.1 ФОП НОО, 18.26, 18.26.1 ФОП ООО, ФОП СОО 9 Пункт 19.36.1 ФОП НОО 10 Пункт 19.36.2 ФОП НОО 6 7 4 Объектом оценки в 5-ом классе в рамках стартовой диагностики служит структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими 11 операциями . Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса12 и не влияют на четвертные отметки обучающегося. 2.2. Текущая и тематическая оценки. 2.2.1. Оценка предметных результатов. Оценка предметных результатов осуществляется педагогическим работником в ходе процедур текущего, тематического, промежуточного и итогового контроля13. Оценивание осуществляется по пятибалльной системе: «результат отсутствует» – отметка «1»; «неудовлетворительно» – отметка «2»; «удовлетворительно» – отметка «3»; «хорошо» – отметка «4»; «отлично» – отметка «5». В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий14. Освоение общеобразовательной программы за первый класс, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса общеобразовательной программы, сопровождается фиксацией в классном журнале следующих записей: «зачтено» – сокращенное «зч», «не зачтено» – «нз». Особенности оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету, курсу, модулю фиксируются в приложениях к основным общеобразовательным программам. Описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету включает: список итоговых планируемых результатов с указанием этапов их формирования (например, текущая (тематическая)) и способов оценки (например, устно (письменно), практика); требования к выставлению отметок за промежуточную аттестацию (с учётом степени значимости отметок за отдельные оценочные процедуры); график контрольных мероприятий 15. Пункт 18.26.2 ФОП ООО, ФОП СОО Пункты 19.36.2 ФОП НОО, 18.26.3 ФОП ООО, ФОП СОО 13 Пункты 19.34 ФОП НОО, 18.24 ФОП ООО, ФОП СОО 14 Пункт 24 Порядка № 115 15 Пункты 19.35 ФОП НОО, 18.25 ФОП ООО, ФОП СОО 11 12 5 2.2.2. Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении программы учебного предмета16. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету17. В текущей оценке используются различные формы (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы) и методы проверки (самои взаимооценка, рефлексия, листы продвижения и другие) с учетом особенностей учебного предмета 18. Результаты текущей оценки являются основой для индивидуализации учебного процесса19. 2.2.3. Тематическая оценка – это оценка уровня достижения тематических планируемых результатов по учебному предмету 20, курсу, модулю: оценка за контрольную (проверочную, практическую, творческую и т.п.) работу по изученной теме учебного предмета, курса. Тематическая оценка может вестись как в ходе изучения темы, так и в конце ее изучения. 2.3. Итоговая оценка. Итоговая (годовая) оценка определяется как среднее арифметическое четвертных отметок. Четвертная отметка рассчитывается в виде средневзвешенного балла, учитывающего результаты накопленной оценки и результаты выполнения тематических проверочных (контрольных, практических, творческих и т.п.) работ, и фиксируется в классном журнале. Средневзвешенный балл рассчитывается по формуле: сумма произведений оценок на их весовой коэффициент ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ сумма весовых коэффициентов этих оценок. Весовой коэффициент вида учебной деятельности – это числовой коэффициент, отражающий значимость данного вида деятельности в сравнении с другими видами учебной деятельности. Весовой коэффициент по видам учебной деятельности: Пункты 19.37 ФОП НОО, 18.27 ФОП ООО, ФОП СОО Пункты 19.37.2 ФОП НОО, 18.27.2 ФОП ООО, ФОП СОО 18 Пункты 19.37.3 ФОП НОО, 18.27.3 ФОП ООО, ФОП СОО 19 Пункты 19.37.4 ФОП НОО, 18.27.4 ФОП ООО, ФОП СОО 20 Пункты 19.38 ФОП НОО, 18.28 ФОП ООО, ФОП СОО 16 17 6 Тип заданий (вид учебной деятельности) Итоговая контрольная работа Итоговый контрольный диктант Контрольный диктант Проверочная работа Сочинение Зачет Изложение (контрольное) Контрольное списывание Лабораторная работа Практическая работа Самостоятельная работа Диктант Изложение по самостоятельно составленному плану Индивидуальный проект Наизусть Обучающее изложение Обучающее изложение по коллективно составленному плану Обучающее сочинение Пересказ Проект Словарный диктант Сочинение по картине Списывание Тест Устный счёт Говорение Диалогическая речь Орфографическая работа Письмо Работа с контурными картами Арифметический диктант Аудирование Грамматическое задание Коллективный проект Комплексный анализ текста Математический диктант Опрос Письмо по памяти тематический тематический тематический тематический тематический тематический тематический тематический текущий текущий текущий текущий Весовой коэффициент 10 10 10 10 10 7 7 7 7 7 7 6 текущий 5 текущий текущий текущий 5 5 5 текущий 5 текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий 5 5 5 5 5 5 5 5 4 4 4 4 4 3 3 3 3 3 3 3 3 Обозначение Тип контроля ИК/Р ИКД КД ПР СОЧ Зчт И КС Л/Р П/Р С/Р Д ИСП Ипр Наиз ОИ ОИКЛ ОС ПЗ Пр-т СД СК СПИС Тест УС ГОВОР ДИАЛ ОР ПИС к/к АД АУД ГЗ КПр КАТ М/Д О П/П 7 Тип заданий (вид учебной деятельности) Продуктивные задания Работа с таблицами Творческая работа Языковая тема Дистанционный урок Доклад Ответ на уроке Работа на уроке Работа над ошибками Реферат Урок Устное сочинение Чтение Чтение вслух Домашняя работа Обозначение Тип контроля ПрЗд РСТ ТР Я//Т ДУ ДОК Отв Р/У РНО РЕФ УР У/С ЧИТ ЧТ/В Д/Р текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий текущий Весовой коэффициент 3 3 3 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2.4. Промежуточная аттестация. 2.4.1. Промежуточная аттестация обучающихся. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией 21. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются календарным учебным графиком22 МБОУ «Дмитриевская ООШ». Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная с первого класса, в конце каждого учебного года по каждому изучаемому учебному предмету, курсу, модулю и курсу внеурочной деятельности 23. 2.4.1.1. Промежуточная аттестация, проводимая по учебным предметам, курсам учебного плана. Промежуточная аттестация представляет собой итоговую (годовую) отметку и определяется как среднее арифметическое четвертных отметок. Отметка за промежуточную аттестацию, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов, является основанием для перевода обучающихся в следующий класс, для обучающихся 9-х классов– основанием для допуска к государственной итоговой аттестации24. Часть 1 статьи 58 Федерального закона об образовании Пункты 32.3 ФГОС НОО, 33.3 ФГОС ООО 23 Часть 1 статьи 58 Федерального закона об образовании, пункты 31.3 ФГОС ООО, 18.1.3 ФГОС СОО 24 Часть 6 статьи 59 Федерального закона об образовании, пункт 26 Порядка 115 21 22 8 Обучающиеся первого класса, успешно выполнившие более половины тематических проверочных работ (контрольных, практических, творческих работ и т.п.) от всего количества тематических проверочных работ, предусмотренных рабочей программой по каждому учебному предмету, считаются освоившими в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года. В журнале вместо годовой отметки делается запись «зачтено» (сокращенно – «зч»), в противном случае – «не зачтено» (сокращенная запись – «нз.). Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью25. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно 26. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность 27. Ликвидация академической задолженности в МБОУ «Дмитриевская ООШ» осуществляется на основании Положения «О ликвидации академической задолженности» Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам 28. Промежуточная аттестация для обучающихся, имеющих академическую задолженность (далее – повторная промежуточная аттестация), проводимая в первый раз, проводится учителем, непосредственно преподающим соответствующий учебный предмет, курс, модуль. Повторная промежуточная аттестация обучающихся проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа; лабораторная работа; практическая работа; контрольный тест; зачет; Часть 2 статьи 58 Федерального закона об образовании Часть 8 статьи 58 Федерального закона об образовании 27 Часть 3 статьи 58 Федерального закона об образовании 28 Часть 5 статьи 58 Федерального закона об образовании 25 26 9 контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; реферат; творческая работа; защита проекта; сочинение; изложение; сдача нормативов по физической культуре. Контрольно-измерительные материалы для проведения повторной промежуточной аттестации обучающихся разрабатывают учителя– предметники и согласовывают с администрацией ОО. Результаты повторной промежуточной аттестации оформляются протоколом по форме согласно Положению «О ликвидации академической задолженности в МБОУ «Дмитриевская ООШ» Формы и сроки повторной промежуточной аттестации, проводимой в первый раз, утверждаются приказом директора МБОУ «Дмитриевская ООШ». При положительном результате повторной промежуточной аттестации педагогический совет принимает решение о переводе обучающегося в следующий класс либо о допуске к государственной итоговой аттестации. В случае не прохождения обучающимся повторной промежуточной аттестации, ему предоставляется право прохождения повторной промежуточной аттестации во второй раз. Для проведения повторной промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия в количестве трех человек. Персональный состав комиссии, формы и сроки проведения повторной промежуточной аттестации утверждаются приказом директора учреждения. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану29. Обучающиеся, не освоившие образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования 30. 2.4.1.2. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности – это механизм контроля результатов (оценка качества) освоения 29 30 Часть 9 статьи 58 Федерального закона об образовании Часть 5 статьи 66 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 10 обучающимися всего объема или части конкретной программы курса внеурочной деятельности. Оценке подлежит уровень достижения обучающимися планируемых результатов, которые запланированы и зафиксированы педагогами в рабочих программах курсов внеурочной деятельности. Промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности проводится в следующих формах: практическая работа; портфолио индивидуальных достижений обучающегося; творческая работа; групповое или коллективное творческое дело; защита проектной работы; защита исследовательской работы; интеллектуальный конкурс; олимпиада; отчетный концерт; презентация; доклад; разработка изделия, макета, предметов декора и живописи; соревнование; выполнение контрольных нормативов. Обучающийся считается освоившим программу курса внеурочной деятельности, если он успешно прошел промежуточную аттестацию. В журнале учета курсов внеурочной деятельности делается запись «зачтено», сокращенная запись – «зч». В противном случае делается запись «не зачтено», сокращенно – «нз». Отметка за промежуточную аттестацию курсов внеурочной деятельности не является основанием для перевода обучающихся в следующий класс, для обучающихся 9-х классов – основанием для допуска к государственной итоговой аттестации. Повторная промежуточная аттестация курсов внеурочной деятельности не проводится. Не освоение обучающимся курса внеурочной деятельности служит основанием для корректировки учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации. 2.4.2.Промежуточная аттестация экстернов. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, вправе пройти экстерном промежуточную аттестацию в образовательной организации 31. По заявлению экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего гражданин зачисляется приказом директора образовательной организации в контингент обучающихся. 31 Часть 3 статьи 34 Федерального закона об образовании 11 Не допускается взимание платы с экстернов за прохождение промежуточной аттестации 32. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе 33. Для проведения промежуточной аттестации экстерна образовательной организацией создается комиссия в количестве трех человек. Персональный состав комиссии, формы и график прохождения промежуточной аттестации утверждаются приказом директора учреждения. График прохождения промежуточной аттестации предварительно согласовывается с экстерном или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего 34. Промежуточная аттестация экстернов проводится по не более одному учебному предмету (курсу) в день 35. Промежуточная аттестация экстернов проводится в следующих формах: контрольная работа; лабораторная работа; практическая работа; контрольный тест; зачет; контрольный диктант; контрольный диктант с грамматическим заданием; реферат; творческая работа; защита проекта; сочинение; изложение; сдача нормативов по физической культуре. Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации экстернов разрабатывают учителя- предметники и согласовывают с администрацией образовательной организации. В случае предоставления документов, подтверждающих результаты освоения учебных предметов, курсов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заявлению экстерна или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего образовательная организация проводит зачет таких результатов в соответствии с локальным нормативным актом, регламентирующим процедуру установления соответствия представленных результатов планируемым результатам обучения по соответствующей части осваиваемой образовательной программы 36. Часть 3 статьи 34 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 Часть 3 статьи 34 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 34 Пункт 27 Порядка № 115 35 Пункт 27 Порядка № 115 36 Пункт 6 Порядка № 845/369 32 33 12 Результаты прохождения экстерном промежуточной аттестации оформляются протоколом по форме согласно приложению. При положительном результате прохождения промежуточной аттестации экстерн отчисляется из учреждения и ему выдается справка об обучении по образцу, установленному образовательной организацией самостоятельно37. Ликвидация академической задолженности экстернов проводится в соответствии с пунктом 2.4.1.1 настоящего Положения. Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации38. 2.5. Психолого-педагогическое наблюдение. 2.5.1. Личностные результаты освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде 39. 2.5.2. Оценка достижения обучающимися личностных результатов освоения образовательных программ начального общего, основного общего образования проводится образовательной организацией по завершению ими обучения на соответствующем уровне общего образования. Промежуточная оценка достижения обучающимися личностных результатов проводится педагогическими работниками в конце учебного года. Результаты промежуточной оценки достижения обучающимися личностных результатов являются основанием для корректировки учебновоспитательной деятельности в образовательной организации. 2.5.3. Результаты, полученные в ходе оценки достижения обучающимися личностных результатов, используются только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных40. Часть 12 статьи 60, часть 5 статьи 61 Федерального закона об образовании, пункт 27 Порядка № 115 Часть 10 статьи 58 Федерального закона об образовании 39 Пункты 41 ФГОС НОО, 42 ФГОС ООО, 7 ФГОС СОО 40 Пункт 18.14 ФОП ООО, ФОП СОО 37 38 13 2.5.4. Личностные достижения обучающихся на уровне начального общего образования включают две группы результатов 41: 1) основы российской гражданской идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности; 2) готовность обучающихся к саморазвитию, мотивация к познанию и обучению, активное участие в социально значимой деятельности. 2.5.5. Учитывая особенности групп личностных результатов, педагогический работник на уровне начального общего образования осуществляет оценку следующих качеств 42: 1) наличие и характеристика мотива познания и учения; 2) наличие умений принимать и удерживать учебную задачу, планировать учебные действия; 3) способность осуществлять самоконтроль и самооценку. 2.5.6. На уровне основного общего образования возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в участии обучающихся в общественно значимых мероприятиях федерального, регионального, муниципального, школьного уровней; в соблюдении норм и правил, установленных в общеобразовательной организации; в ценностносмысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебных предметов; в ответственности за результаты обучения; способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии,43 в формах педагогического наблюдения и (или) специальных диагностических методик, что отражается в планах воспитательной работы классных руководителей. 2.5.7. Достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности МБОУ «Дмитриевская ООШ». 2.6. Внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. 2.6.1. Оценка метапредметных результатов достижения планируемых результатов. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня образования, которые отражают совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий44. Основным объектом оценки метапредметных результатов на уровнях начального общего и основного общего образования является овладение: Пункт 19.16 ФОП НОО Пункт 19.17 ФОП НОО 43 Пункт 18.13 ФОП ООО, ФОП СОО 44 Пункты 19.18 ФОП НОО, 18.15 ФОП ООО, ФОП СОО 41 42 14 познавательными универсальными учебными действиями (на уровне начального общего образования – формирование и оценка у обучающихся базовых логических действий, базовых исследовательских действий, умений работать с информацией 45; на уровне основного общего образования – замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач46); коммуникативными универсальными учебными действиями (на уровне начального общего образования – формирование и оценка у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность 47; на уровне основного общего образования – приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером 48); регулятивными универсальными учебными действиями (на уровне начального общего образования – формирование и оценка у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок)49; на уровне основного общего образования – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания50). Оценка достижения метапредметных результатов на уровне начального общего образования осуществляется как педагогическим работником в ходе текущей и промежуточной оценки по предмету, так и администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга. В текущем учебном процессе отслеживается способность обучающихся разрешать учебные ситуации и выполнять учебные задачи, требующие владения познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями, Пункт 19.21 ФОП НОО Пункт 18.17 ФОП ООО 47 Пункт 19.25 ФОП НОО 48 Пункт 18.17 ФОП ООО 49 Пункт 19.28 ФОП НОО 50 Пункт 18.17 ФОП ООО 45 46 15 реализуемыми в предметном преподавании 51. В конце учебного года в каждом классе проводится метапредметная контрольная работа. Оценка достижения метапредметных результатов на уровнях основного общего образования осуществляется администрацией образовательной организации в ходе внутреннего мониторинга52. Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливается решением педагогического совета МБОУ «Дмитриевская ООШ». Инструментарий строится на межпредметной основе и включает диагностические материалы по оценке функциональной грамотности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий 53. Формы оценки54: для проверки функциональной грамотности в конце учебного года проводятся диагностические работы по отдельным составляющим функциональной грамотности. для проверки сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий – экспертная оценка процесса и результатов выполнения групповых и (или) индивидуальных учебных исследований и проектов. 2.6.2. Организация и оценка проектной деятельности обучающихся 55 (уровень основного общего образования) осуществляется на основе Положения «О проектной деятельности в МБОУ «Дмитриевская ООШ». Групповые и (или) индивидуальные учебные исследования и проекты (далее – проект) выполняются обучающимся в рамках одного из учебных предметов или на межпредметной основе с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и (или) видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую и другие)56. 3. Процедуры внешней оценки. 3.1. Независимая оценка качества подготовки обучающихся. 3.1.1. Всероссийские проверочные работы57. Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения федеральных государственных образовательных Пункт 19.29 ФОП НОО Пункт 18.18 ФОП ООО, ФОП СОО 53 Пункты 19.30 ФОП НОО, 18.18 ФОП ООО, ФОП СОО 54 Пункт 18.19 ФОП ООО, ФОП СОО 55 Пункты 31.3 ФГОС ООО, 18.1.3 ФГОС СОО 56 Пункт 18.20 ФОП ООО, ФОП СОО 57 Пункт 1.2 методических рекомендаций 51 52 16 стандартов, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Всероссийские проверочные работы проводятся с 4-го класса по отдельным учебным предметам согласно нормативным правовым актам федерального и регионального уровней, включаются в график контрольных мероприятий МБОУ «Дмитриевская ООШ». Результаты ВПР используются в качестве тематической оценки 58, а также влияют на промежуточную аттестацию по соответствующему предмету. 3.2. Итоговая аттестация (основное общее образование)59. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией 60. Формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования61. Результаты государственной итоговой аттестации являются основанием для корректировки учебно-воспитательной деятельности в образовательной организации, повышения квалификации педагогических работников. _______ Пункт 8 Правил № 556 Пункт 1.2 методических рекомендаций 60 Часть 4 статьи 59 Федерального закона об образовании 61 Часть 5 статьи 59 Федерального закона об образовании 58 59